Тифлопедагог

 

Марьинских Татьяна Ивановна -

тифлопедагог, учитель начальных классов,

руководитель объединения "Школа тифлопедагога" 

 

     

Тифлопедагог — это педагог со специальным образованием, занимающийся воспитанием, обучением и развитием детей с нарушением зрения. Он учит слепых и слабовидящих детей получать информацию о мире, прививает навыки самообслуживания и умения ориентироваться в пространстве. Тифлопедагог осуществляет свою работу по следующим направлениям:

·         тифлопедагогическое обследование учащихся;

·         проведение специальных коррекционных занятий с детьми;

·         участие в методической работе школы;

·         работа с родителями детей.

     Чтобы коррекционное обучение было более эффективным, тифлопедагог должен иметь полное представление об особенностях развития каждого учащегося, о его возможностях участвовать в процессе его обучения в школе. Такие представления тифлопедагог получает в результате тифлопедагогического обследования учащихся.

     На основании результатов тифлопедагогического обследования определяется содержание коррекционного обучения, выбираются адекватные выявленным возможностям учащихся средства и методы обучения.

     В школах для слепых и слабовидящих детей в учебном плане давно выделены специальные часы для коррекционных занятий с детьми:

·         социально-бытовая ориентировка;

·         ориентировка в пространстве;

·         развитие осязания и мелкой моторики;

·         развитие зрительного восприятия;

·         охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия;

·         ритмика;

·         развитие коммуникативной деятельности;

·         лечебная физкультура;

·         предметно-практическая деятельность.

     Занятия тифлопедагог строит, ориентируясь на разработанную им программу коррекционного обучения ребенка, и проводит занятия только по окончании уроков.

     Коррекционная работа тифлопедагога с учащимися проводится совместно с общеобразовательным и воспитательным процессом, осуществляемым в школе.

     Участие тифлопедагога в методической работе школы предусматривает посещение уроков и мероприятий с детьми, выступления на педсоветах, проведение семинарских занятий, индивидуальное консультирование педагогов, пропаганда тифлопедагогических знаний.

     Общение тифлопедагога с родителями является необходимой частью его работы и одним из условий успешности его взаимодействия с детьми. Эта работа включает в себя несколько направлений: выступление на родительских собраниях, обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком, ознакомление с литературой по развитию и воспитанию детей с нарушением зрения, организует выставки специальных игр и пособий, проводит консультации, дает письменные и устные рекомендации.


Важнейшей задачей является обучение детей полисенсорному восприятию окружающего пространства и расположенных в нем объектов и умению использовать получаемую информацию в практической ориентировке в пространстве; формирование у незрячих навыков правильной ходьбы (отработка техники движений и автоматизация приобретенных навыков).

     Тифлопедагог учит детей выделять все доступные их восприятию признаки, свойства, качества объектов, находящихся вокруг них (их форму, величину, особенности строения, их звучание, запахи, температурные характеристики).

     При обучении пространственной ориентировке незрячих детей и детей с остаточным зрением большое внимание уделяется использованию трости, как незаменимого в условиях ориентировки на улице города технического средства. Тифлопедагог учит детей правильно захватывать и удерживать трость, технике безопасности при пользовании тростью.

     На специальных коррекционных занятиях по ориентировке в пространстве слепых детей учат осязательно обследовать и выделять пространственные признаки окружающих предметов и их расположение в пространстве; учат чтению простейших рельефных схем пространства, карт пути, макетов. Причем, детей учат осязательному обследованию не только руками, но и ногами.

     Формирование у учащихся с нарушением зрения умений моделировать пространственные отношения, читать схемы, соотносить расположение реальных предметов в пространстве со схемой, а также самостоятельно составлять схемы пространства является важнейшим средством коррекции нарушений зрительно-пространственной ориентировки, поэтому обучению детей ориентировке в пространстве с помощью схем отводится значительное место на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога.

     Приобретенные на специальных коррекционных занятиях представления о пространстве и навыки практической ориентировки отрабатываются на общеобразовательных уроках и во внеурочное время.

 

 
 

Пустозёрова Вера Викторовна -

тифлопедагог, учитель пространственной ориентировки 

Дата последнего обновления страницы 18.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»