Использование сенсорной комнаты в реабилитации обучающихся с ОВЗ, предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Особенно важно, чтобы обучающийся активно участвовал в этом процессе, а занятия по освоению двигательных навыков, развитию мотивации, осознанных волевых усилий были посильными, постепенно усложнялись и доставляли обучающемуся удовольствие. Особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений и ароматов. Мягкие кресла, модули и сухой бассейн способствуют освоению и совершенствованию двигательных навыков.
Общие принципы работы в сенсорной комнате:
- Основу общеразвивающей, коррекционно-развивающей и психотерапевтической работы составляет баланс свободной самостоятельной деятельности обучающегося и совместной деятельности со специалистом.
- Специалист, работающий с обучающимся индивидуально привлекает его к деятельности без психологического принуждения, опираясь на интерес обучающегося к содержанию и форме занятий и активизируя его своим партнерским участием.
- Дифференцированный подход реализуется в нескольких направлениях:
• при организации интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности, развития саморегуляции;
• в использовании гибких форм работы, соответствующих интересам и возможностям обучающегося;
• в индивидуальном выборе времени для разных видов занятий в зависимости от возраста обучающихся и режима их основной деятельности.
Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате:
Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы обучающихся:
- снятие психоэмоционального напряжения;
- саморегуляция и самоконтроль;
- умение управлять своим телом, дыханием;
- умение передавать свои ощущения в речи;
- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
- уверенность в себе.
Развитие коммуникативной сферы обучающихся:
- эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
Развитие психических процессов и моторики обучающихся:
- произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;
- развитие координации, в том числе зрительно-моторной.